Читать чуть меньше 8 минут

        Во времена пандемии короновирусной инфекции многие государства закрыли свои границы и попасть на их территории гражданам России либо вообще нельзя, либо очень сложно. Но несмотря на эпидемию удовлетворить потребность в новых впечатлениях от путешествий все-таки хочется. Поэтому выбор очевиден – Россия. В этой статье расскажу про культурную столицу нашей страны – Санкт-Петербург. Хочу поделиться впечатлениями от посещения первой ассоциации к этому городу – конечно Эрмитажа и Зимнего дворца.

История Эрмитажа.

        Эрмитаж начал своё существование в 1764 году как частное собрание произведений искусств Екатерины 2. Тогда картины находились во флигеле Зимнего дворца, а само название музея произошло от французского слова, обозначавшего “место уединения”. В основном это были картины итальянских живописцев, так как тогда пошла мода на античность и, соответственно на эпоху Возрождения. После коллекцию Эрмитажа пополняли все новые картины, одни из которых скупались, другие были получены в качестве уплаты долгов, другие были привезены как трофеи. Вплоть до середины 19-го века Эрмитаж был личной коллекцией Императорской семьи. Только после значительного расширения коллекции Эрмитаж стал публичным музеем.

         Во время революции некоторые экспонаты были повреждены, некоторые проданы. Если говорить о продаже предметов искусств заграницу, нужно отметить случаи, когда картины были проданы намного дороже их стоимости за счет присвоения им чужого авторства. Так, к примеру, было с Рембрандтом.

         Я считаю удивительным и тот факт, что во время блокады Ленинграда, большинство произведений искусств, хранящихся в Эрмитаже, были сохранены. Это действительно заслуживает уважения.

         В наши дни Эрмитаж представляет целый музейный комплекс, находящийся по разные берега Невы. И да, это самый посещаемый музей в России, на втором месте идёт Третьяковская галерея.

         Эрмитаж включает себя здания Зимнего дворца, Большого, Малого и Новый Эрмитажи и Эрмитажный театр. Интересно и то, что сначала Зимний дворец был на самом деле красным, потом желтым и только с третей перекраски Зимний дворец приобрел естественный нашему глазу цвет – зеленый.

         Сейчас Эрмитаж содержит более 3 000 000 экспонатов, нужно потратить более 13 лет жизни, чтобы рассмотреть каждый экспонат хотя бы минуту. А чтобы просто пройти по всем залам не останавливаясь, нужно 5,5 часов времени.

 Как добраться.

         Неудивительно, но основные здания Эрмитажа находятся в самом центре Санкт-Петербурга. Главный штаб и Зимний дворец стоят друг напротив друга, а посреди них Дворцовая площадь. Добраться можно и на метро, и на наземном транспорте.

1. Если на метро, то лучше всего подходит станция Адмиралтейская (кстати самая глубокая в Петербурге), от неё пешком примерно пять минут.

            2. Но Адмиралтейская не самая удобная станция с точки зрения доступности. На фиолетовую ветку, на которой она и расположена, неудобно пересаживаться. Поэтому еще подойдут станция Невский проспект (синяя ветка) и Василеостровская (зеленая ветка). От них потребуется пройтись пешком (а может и на транспорте) минут 10-15, зато красоты Петербурга на ладони.

3. Автобусы/троллейбусы. Подходят маршруты 7, 10, 24, 191 для автобусов и 1, 7, 10, 11 для троллейбусов.

            Стоимость билетов подняли недавно до 55 рублей, поэтому целесообразно покупать Подорожник – питерский проездной, стоимость по которому где-то 30 рублей.

Наши дни.

        Сейчас в период пандемии Эрмитаж работает несколько иначе, чем в “обычные времена". Нужно обязательно покупать билеты онлайн, выбрав определенный маршрут. Это меры по нераспространению короновируса.

         Ниже представлены маршруты и цены на билеты:

1. Маршрут № 1. Главный музейный комплекc. Вход со стороны Иорданской лестницы — 500 рублей.

2. Маршрут № 2. Главный музейный комплекс. Вход со стороны Церковной лестницы – 500 рублей.

3. Главный Штаб (Дворцовая пл., 6/8) – 500 рублей.

4. Входной билет в Музей Императорского фарфорового завода (пр. Обуховской обороны, 151) – 300 рублей.

5. Экскурсионная путевка в Зимний дворец Петра I (Дворцовая наб., д.32), включая стоимость входного билета – 600 рублей.

6. Экскурсионная путевка во Дворец Меншикова (Университетская наб., д.15), включая стоимость входного билета – 600 рублей.

Стоимость экскурсий варьируется от 500 до 3000 рублей за персону, в зависимости от группы, маршрута и времени.

        Также стоит отметить, что для студентов и других льготных категорий граждан вход бесплатный, но из-за пандемии и дефицита бюджета музейного комплекса (дотации со стороны государства не покрывают все затраты) бесплатным для льготных категорий граждан сделали только каждый третий четверг месяца.

        Как понятно из названия, я был не на всех маршрутах а только на двоих, но, если честно, там нет четкого разделения и можно идти куда душе угодно, ну или куда тебя занесет судьба). Поэтому я не знаю точный маршрут, и наверняка с него сбился.

В этой статье речь пойдет про Маршрут №2.

        Вход находится у арок Зимнего дворца, что выходят на Дворцовую площадь. Первое, что можно заметить, это большое количество аниматоров (актеров в костюмах Петра 1, Екатерины 2 и прочих) и сувенирной продукции, хотя посещал я музей вообще не в туристический сезон.

        Заходя во внутрь, нужно будет пройти через внутренний двор и зайти непосредственно в сам дворец. Там находятся кассы, большие гардеробы и магазинчики открыток и календарей. На входе в выставочные залы стоит металлодетектор. Бутылки с водой нельзя проносить. (был случай, когда человек пронес в бутылке кислоту, повредив картину “Даная”. Это минус и нужно быть к этому готовым, так как посещение музея не пятиминутное занятие.

        Первые выставочные залы наполнены портретами царских особ Российской империи. Тут есть и Екатерина 2, и Павел 1, Петр 1 и их жены и дочери. Видно, что все картины реставрированы, но выглядят достойно. Далее идут залы с кухонной и декоративной утварью разных эпох – там и сервизы видных вельмож, и советское искусство росписи посуды. Далее идет красивый аванзал с красивыми малахитовыми колоннами.

        Рядом с ним находится Иорданская лестница. Это, наверное, самое красивое, что есть в Эрмитаже. Сделанная в стиле барокко, лестница была “лицом” резиденции монарха, а, следовательно, и всей Империи. Через эту лестницу заводили всех послов на протяжении нескольких веков. Кстати, название никак не относится к реке Иордан. Название лестница получила от близкого расположения к Неве, где неподалеку во время Крещения были проруби – иордани.

        Далее идет линия Рафаэля, которая является временной экспозицией в честь 500-летия с даты смерти знаменитого художника. Многие предметы были привезены с разных концов света. Лично я заострил на эту выставку больше внимания, так как она временная, а на постоянную коллекцию музея еще успею походить. Итак, произведения искусства привезены из Европы, и, что довольно интересно, из Нижнего Тагила. Не думал, что он порадует петербуржцев своими картинами. Естественно, что многие картины были не самого Рафаэля, а людей, творчество которых так или иначе сформировалось под влиянием оного.

      Выставка с “физической” точки зрения составлена очень грамотно. Все экспонаты поставлены так, что проходишь “хронологическую прямую”. По пространству выставка тоже составляет линию, и соседние группы не мешают друг другу.

Именно к этой выставке билет стоит 300 рублей, а экскурсия 1000 рублей.

        На самом деле выставка показалась мне интересной, хотя я далеко не любитель Рафаэля. Становится понятно, что вплоть до 20 века имеет влияние этот художник. Скажу честно, понравилась из всего Эрмитажа картина именно с этой выставки. Это картина, а точнее литография, Сальвадора Дали “Гала, моя сикстинская мадонна” (нижняя справа).

        После выставки расположен зал, где весьма скромно представлена рака Александра Невского. Сама гробница была изготовлена из серебра уже при правлении Елизаветы Петровны, и весит 1,5 тонны. Туда были переложенные нетленные мощи Святого Александра Невского, а сейчас данное произведение искусства хранится в Эрмитаже.

       Далее идут лоджии Рафаэля, стены которых расписаны в естественных для Италии эпохи Возрождения мотивах. Так как сами стены являются предметом искусства трогать их нельзя. Проходя по ним вспомнилась часть фильма “Русский ковчег”. Фильм очень глубокий и философский. Причем один из первых полнометражных работ, который сняли в один кадр. Посвящен он Эрмитажу и российской истории. Если не смотрели, обязательно посмотрите, а потом смело идите в Эрмитаж.

        Далее идут Итальянские просветы, содержащие картины итальянских художников. Они в основном посвящены библейским сюжетам и их очень много, так что особого внимания я сейчас им не уделю.

        Дальше идут друг за другом итальянский, испанский и голландский кабинеты с живописью 17-18 веков. Далее фламандские и французские галереи. В общем картин полно, но, как по мне рассматривать каждую отдельно не хватит терпения, поэтому я пошел дальше.

        После многочисленных пейзажных и библейских картин входишь в родной для русского зал. В военную галерею 1812 года. В ней расположены портреты русских и некоторых союзнических генералов, расположенных по местам, где они проявили наибольшую храбрость. Я не спец в войне 1812 года, знаю может русских генералов того времени около 20-30, а картин не меньше сотни. И ведь каждый внес свой вклад в победу. Но не стоит смущаться — найдутся персоналии, которые всем знакомы – это и Кутузов, и Веллингтон, и Барклай-де-Толли, и другие. Рядом с этих галерей находится Церковь Зимнего дворца – домашняя церковь монархов. Она была показана в фильме “Союз спасения”, посвященный восстанию декабристов.

        Гербовый зал выглядит роскошно, весь сверкает в золоте, а Малый тронный зал лишь репетиция к Большому тронному (Георгиевскому) залу. Императорский трон выглядит достойно и величественно. К счастью, уже, а может пока, на нем никто не восседает. На него куда радостнее смотреть, когда он пустует.

    Далее идут залы с античной Древнегреческой, египетской и римской культурой. Я к ним равнодушен, поэтому опять же ничего интересного не приметил. После этих залов следует выход на набережную Невы. Если повезет, то выходя можно увидеть прекрасный закат над шпилем Петропавловского собора.

Выводы.

       Стоит ли посетить Эрмитаж? Вопрос слишком глупый. Эрмитаж – это культурное сердце культурной столицы нашей страны. Я считаю, побывать в Эрмитаже долг каждого уважающего себя гражданина. Здесь собрана история Родины, начиная с 18 века. Это настоящий Русский Ковчег, ведь тут собрано все, что встречается в России.

Из плюсов:

1. Великолепная коллекция экспонатов. Тут и говорить нечего.

2. Демократичные цены на билеты. 500 рублей в самый главный музей страны являются приемлемой платой.

3. Легкая доступность – находится в центре города.

4. Хорошо разработанный сайт Эрмитажа. Легко все понять, легко все найти. Забронировать билеты проще простого.

5. Грамотный и вежливый персонал. Быстро и точно ответят на вопросы, знают все выставочные залы, а их тут более 300. Я удивляюсь их памяти, честно. ( Работу экскурсоводов не могу оценить, так как не заказывал экскурсию).

Из минусов:

1. Довольно высокая стоимость экскурсии, поэтому я и не брал. Может они того стоят, если у кого есть опыт, то напишите ваше мнение.

2. Четкие рамки начала посещения музея. Это, как и минус так и плюс. Бронируя билет на определенное время, нельзя войти раньше, чем на 15 минут, и позже чем 30.

3. Не везде есть место для отдыха – стулья, скамейки. После трех часов хождения хочется и посидеть. Но это уже мои придирки.

        Если в нескольких словах, Эрмитаж необходим к посещению, экспонатов хватит на всех, каждый найдет интересное для себя. Расписать каждый зал, не то что каждую картину невозможно. Я посещал сей музей уже дважды, и с каждым разом все больше понимаю, что посмотреть всё очень сложно. Обязательно приду еще раз 10 точно, и вам советую данное место к посещению.

Если вдруг вы заинтересовались, то вот ссылочка на официальный сайт Эрмитажа: https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?l...

09:43
329
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!