Финляндия Места отдыха, достопримечательности

По Суоми на велосипедах или как мы своим байкам Европу показывали

• Mike
  • 0
  • 2
  • 480
  • 08:31
Читать чуть меньше 10 минут

Когда живешь в Санкт-Петербурге, летом обязательно возникает острая потребность выехать куда-нибудь на природу, желательно при этом в хорошую погоду. Да так, чтобы потребность эту удовлетворить по полной, потому что Питер в плане климата город особенный, здесь солнечных дней, да и лета в целом, днём с огнём не сыщешь. Вот и решил я однажды в августе с другом рвануть на велосипедах в соседнюю Финляндию, в небольшой трёхдневный трип.

Финская природа – это нечто неповторимое. В стране Суоми экология для людей, как вторая мама. Заботятся о природе все, от мала до велика, от рядового гражданина до правительства. Одни просто никогда не мусорят на улицах и сортируют собственные отходы, а другие не позволяют вырубать лес в родной стране, используя только привозную древесину, например, из России. Не удивительно, что каждый раз, когда приезжаю в родной Петербург, душа рвётся хоть ненадолго туда, к ближайшим заграничным соседям.

Мысль о том, как было бы классно съездить туда именно на велосипедах, пришла в голову моему другу давно. Вынашивали мы её несколько месяцев, но это скорее не от того, что надо было долго готовиться, а от того, что сначала надо дождаться отпуска, а потом ещё и хорошей погоды. И радует, что в целом в этом путешествии нам с ней повезло. План заключался в том, чтобы поехать ненадолго, не углубляясь далеко в финские просторы. На границе с Россией есть 2 популярных среди россиян финских городка: Иматра и Лаппеэнранта. Первый известен больше как туристический город, второй, как Мекка для любителей европейских магазинов. Туда отправляется множество ежедневных шоп-туров на автобусах-шаттлах, довозящих людей до заветных магазинов всего за часа 4. Именно через эти ближайшие города и проходил наш путь. Маршрут мы запланировали круговой. Из Каменногорска едем на границу (город Светогорск), оттуда добираемся до Иматры, которая находится всего лишь в паре километров от России. Прокатившись по первому финскому городку сделать марш-бросок в 37 км до Лаппеэнранты, а там уже остановится на две ночи, потратив день на изучение города. Далее планировалось отправиться домой по шоссе в сторону Выборга, и этот участок должен был стать самым непростым, длиной он 65 км.

Вообще, по правде говоря, мы далеко не были первооткрывателями велосипедного туризма по Финляндии. Это довольно популярный способ разгрузиться морально и потрудиться физически среди путешественников и обычных жителей Петербурга. Пожалуй, есть 2 наиболее часто используемых способа, как люди ездят в Финляндию на велосипедах.

1. С организованным туром: компания-туроператор набирает группу человек с велосипедами, везёт их автобусом с гидом до границы, где все садятся на свои два колеса и пересекают её, погоняемые опытным гидом. Это очень хороший вариант для велосипедистов без большого опыта, потому что весь маршрут за вас уже продуман, и гид всегда поможет в пути, а также будет держать для вас удобный (обычно медленный) темп езды. Однако такой вариант будет не очень приятен бывалым велосипедистам. Ведь всегда комфортнее придерживаться своей скорости, да и элемент неожиданности от того, что увидишь в пути, несколько улетучивается, потому что на любой вопрос вам гид даст заготовленных заранее ответ.
  2. Самостоятельно на машине. Здесь всё просто: берешь свою машину с багажником на крыше, зовёшь близких друзей, любящих активный образ жизни, вместе вы доезжаете на машине до границы, где оставляете железного коня на специальной парковке. Дальше через границу уже на велосипедах, но маршрут вам нужно продумать самим, причём здраво оценив уровень собственной подготовки. В этом случае плюсом является то, что ты ни от кого не зависишь (конечно, кроме товарищей по путешествию), и вы не ограничены ни по времени, ни чьим-либо маршрутом.

Однако у нас машины не было. Да и, честно говоря, ездить на поездах как-то больше в духе путешествий, без лишнего в таком случае комфорта. Так что мы взяли билеты на электричку до Выборга, а затем на рельсовый автобус направлением до Хийтолы. Он останавливается также и на станции Каменногорск, где мы нацепили на себя шлемы и подготовились к началу приключения.

Первый участок до Светогорска оказался в целом не очень сложным. Частенько в пути приходилось усиленно крутить педали, забираясь в горки, хотя и вниз после этого мчаться приятно. Пожалуй, сложность была только в том, что это первый участок, мы оба только вкатывались в темп езды, ну а ещё элементом неожиданности, конечно, с российской стороны всегда является дорога: никогда не знаешь где возникнет каменная кочка или рытвина. Так мы и доколесили до пограничного города Светогорска, который внешне нас не сильно порадовал. На улицах грязно, мусор убирают здесь, видимо, нечасто, по дорогам бегают бродячие собаки, одна из которых неслась рядом с нами несколько километров до самого города. Мы даже переживали, что местный барбос захочет и границу вслед за нами пересечь, а ведь ему это вряд ли позволят сделать.

Пройдя пару застав на подъезде к Светогорску, мы остановились разве что в местном магазинчике, чтобы пару минут передохнуть, и поехали скорее за границу. Прохождение русско-финской заставы на велосипеде – это одно удовольствие. Потому что в отличие от любого другого способа, в этом случае вам не надо стоять ни в каких очередях. Я, уже давно привыкший к поездкам по этим маршрутам на автобусе, был приятно удивлен скоростью прохождения погранпоста: приехали, дождались зелёного света светофора, припарковали велики у здания, в котором раздают штампики, посмотрели с секунду в глаза красивой девушке-пограничнику за стойкой и поехали себе дальше, не забыв нацепить обратно на голову шлем. На всё про всё минуты 4 на русской границе и примерно столько же на финской. Только не забывайте следовать сигналам светофора вместе с автомобилями, так как лично на меня обрушился шквал критики со стороны законопослушных финских пограничников за то, что мы по невнимательности проехали на красный. Кстати, ещё одно интересное замечание в том, что финская граница комфортнее нашей не только своим идеальным асфальтовым покрытием, но ещё и удобствами в здании паспортного контроля. Например, помимо отдельного помещения с чистым туалетом тут есть ещё и вело парковка, так что вам не придётся прислонять своего железного коня просто к стеночке у входа, как на нашей стороне. Ну да ладно, все формальности пройдены, а значит, можно ехать на финские просторы!

Ах да, чуть не забыл, ещё одно замечание о том, что важно взять с собой в подобную поездку. Чтобы на границе к вам не могли придраться, не забудьте прицепить на велосипед задний маячок (в целях вашей же безопасности можно и не только задний), а голову обуть в велосипедный шлем.

Что бросается в глаза сразу, на первом же километре дороги по Финляндии, — хороший асфальт. Тогда по трассе в сторону Иматры он был даже идеальный, только уложенный, думаю, даже не стоит рассказывать об этом ощущении от езды, будто по каменному ковру, когда под тобой чернеет свежий асфальт. А ещё, совсем скоро после границы появилась велодорожка сбоку, куда мы с другом и поспешили съехать. Велодорожки в Финляндии сделаны по науке, везде, где необходимо, даже обустроены подземные пересечения с основной трассой, то есть вам даже не придётся спешиваться, чтобы перейти дорогу по светофору, вплоть до приезда в населённый пункт.

Насладившись дорогой, мы довольно быстро прибыли в первый пункт назначения – город Иматра. Поселение маленькое, заселено в основном финнами, численностью всего около 23000 человек.

Единственная достопримечательность, на которую мы полюбовались там, – это плотина на реке Вуокса. Здесь раз в день производят пуск воды, и зрелище это, надо сказать, стоящее. Он был одним из пунктов нашего плана, производилось открытие плотины тогда ежедневно в 18:00. Примчались мы, к счастью, вовремя и, немного подождав, увидели по-настоящему зрелищное представление. Пуск воды даже сопровождается музыкой на мосту, с которого открывается лучший вид на водное представление. Пустовавшее, казалось бы, вечно русло реки постепенно наполнялось потоком бурлящей воды, и за короткий промежуток времени мы увидели, как оно наполнилось до самых краёв. А затем всё начинается в обратном порядке: плотина закрывается, музыка прекращается, а вода постепенно открывает ушедшую под воду груду острых камней на дне реки… От красоты действа захватывает дух.

После того, как все закончилось, у меня в голове всплыла история, прочитанная мной прежде в журнале «Следопыт» о том, что ещё во времена царской России, в конце XIXи начале XXвеков, это место было широко известно в Петербурге, как одно из самых красивых. Но популярно оно было не только среди туристов того времени. Ещё сюда любили приезжать люди, решившиеся в последнее для себя путешествие: те, кто хотел покончить собой, часто выбирали этот мост и реку с острыми камнями на дне, для того, чтобы спрыгнуть вниз. Согласно этой истории одно время в Петербурге из-за большого количества самоубийств, совершённых здесь, даже запрещали продавать билеты на поезд в Иматру в один конец. Забавно, но, видимо, тогда отчаявшимся людям, чтобы добраться до последнего красивого места на Земле, приходилось платить российским железнодорожникам двойную плату…

Шоссе между городами Иматра и Лаппеэнранта имеет свои особенности. Первая – вдоль него не было велодорожки, что нас несколько удивило. Но не беда, ведь мы уже приучены ездить по оживлённым трассам России-матушки, вместе с мчащимися в сантиметрах от левого плеча грузовиками. А вторая заключалась в том, что нам почему-то в дороге то и дело сигналили водители. Как мы потом выяснили, скорее всего, так они нас то ли предупреждали, то ли предостерегали, так как по законам Финляндии ездить на велосипеде с края трассы, как в нашей стране, запрещено. Но будем считать, что удача улыбнулась нам, ведь за 40 километров в пути мы не встретили ни одной полицейской машины.

В пути мы любовались скалами, мелькающими то с правой, то с левой стороны, ландшафтами, будто взятыми из компьютерной игры, с идеальными лугами и полосами леса. Всё вокруг словно расчерчено и прорисовано неведомым дизайнером.  И огромные ветряки, будто добродушные великаны, возникающие из-за окрестных холмов…

К позднему вечеру мы добрались до цели, однако там нас ждал небольшой сюрприз. Дело в том, что мы решили сэкономить и остановиться на две ночи у кого-нибудь из местных, которых искали на сайте каучсёрферов. То есть, чтобы и за ночлег не платить и поговорить интересно о жизни в соседних странах с кем-нибудь заинтересованным в таком общении. И мы не нашли ничего лучше, как договориться с финским афроамериканцем, живущим неподалёку от центра города. Увы, но ни телефона, ни адреса своего он нам в переписке заранее не оставил, а финской сим-карты у нас не было. Так что уже около 10 вечера, когда в таких маленьких городах Финляндии жизнь на улицах совершенно останавливается, мы бегали по ещё открытым кафе и ресторанам, чтобы поймать заветные палочки Wi-Fi в телефоне. Интернет мы в итоге добыли, но вот наш знакомый незнакомец так и не ответил на призывы принять нас скорее на ночь. К счастью, мой друг заранее посмотрел на всякий случай, где тут находятся ближайшие кемпинги, и мы буквально на ощупь на своих промокших и продрогших велосипедах добрались до одного из них. Да, ощущение было непередаваемое, когда мы рухнули от усталости на наши двухъярусные кровати в общем номере, который ещё и оказался пустым!

Позже мы ничуть не пожалели о своём вынужденном выборе места для ночлега. Если вы когда-нибудь окажетесь в Лаппеэнранте и захотите палаточной романтики на финской природе, то от всей души вам советую этот Huhtiniemi Camping. Ночь в общем номере стоила на тот момент 15 евро за спальное место, а за остановку со своей палаткой, насколько помню, цена была не выше 10 евро за ночь. По финским ценам это вполне приемлемый вариант, а ещё на территории кемпинга вы сможете сделать барбекю на одной из многочисленных стоянок неподалеку от озера, искупаться на пирсе или просто встречать рассветы и закаты над этим удивительно спокойным и красивым озером.

Следующий день мы провели отдыхая от напряжённой езды. Всего наши вело компьютеры за первый день поездки насчитали около 63 километров пути (Каменногорск – Иматра – Лаппеэнранта). Понятное дело, что это не чистая длина пути между этими остановками, а суммарная со всеми прогулками по Иматре и множеством кругов, накрученных нами уже в Лаппеэнранте в поисках места для сна. Однако отдыхали мы во второй день не пассивно, каким многие себе представляют отдых после такого веломарафона. За этот день мы прокатились по самому городку, который тоже совсем небольшой, и не менее уютный, чем Иматра. Нашли даже живописнейший железнодорожный туннель, прямо как из фильма, выдолбленный в вековой скале.

Особенность Лаппы – это низенькие одноэтажные дома за городом, и невысокие, не больше пяти этажей, дома в центре. Есть  много магазинов, популярный торговый комплекс, а ещё крепость, по которой тоже приятно прогуляться в хорошую погоду. Нам же было особенно интересно уехать недалеко из города, чтобы полюбоваться на то, как живут простые финны и увидеть новые пейзажи местного озера Сайма, которое обладает миллионами обзорных точек с красивыми панорамными видами, буквально в каждом из своих мини-озёр.

За этот день мы абсолютно прониклись размеренным темпом жизни местных, которые обитают, такое ощущение, что в полной гармонии с природой. Архитектура их домов не выделяется среди окружающих лесов, они идеально вписывают постройки в ландшафт, не пытаясь менять природу под себя, а сами подстраиваясь под её линии и изгибы. Здесь вы не встретите заборов, огораживающих стеной каждый частный дом. Ведь финнам достаточно закона, запрещающего приближаться к чужому дому ближе чем на 50 метров без разрешения хозяина, которому они, в основном, следуют. Помню, как сказал ранее один гид, что финские люди обладают “здоровым эгоизмом”, что действительно очень хорошо прослеживается в их укладе жизни. Да, они не любят, чтобы к их дому подходили посторонние без спросу, но и сами к чужому не пойдут, так как уважительно относятся к личному пространству и праву на покой друг друга. С другой стороны, могут ведь себе позволить, имея численность населения всего миллионов пять человек на всю страну…

Налюбовавшись на красоты Финляндии, и,  поев в нашем кемпинге потрясающие жаренные на огне сосиски с пивом, мы вспомнили, что уже завтра нас ждёт дорога домой.После завтрака на берегу озера на следующий день мы собрали вещи и распрощались с этим замечательным местом. Надеюсь, что я ещё там побываю!

Когда выезжали из Лаппеэнранты, мы только по карте могли более-менее оценить предстоящий путь. А он обещал быть непростым, уже потом, глядя на счётчик в 70 километров на мониторе, которые мы накрутили педалями по приезду в Выборг, мы будем с трудом вспоминать это прекрасное и спокойное утро с завтраком у берегов Саймы. Но это потом, а пока, где-то к полудню, мы добрались до магазинов Disas Fish и Laplandia, излюбленных мест русских шоперов, так фанатеющих по европейской еде. Рыбу здесь и правда продают отменную, свежайшую, замороженную и приготовленную на все лады. Можно и с собой её взять и в кафе при магазине попробовать разные блюда, заплатив около 13 евро за шведский стол. После такого сытного и вкусного обеда возвращаться в Россию не хочется точно…

…Но всё же пришлось. А дорога предстояла хоть и трудная, но тоже очень живописная. Оказалось, что шоссе петляет, как и точно так же петляет вдоль него Сайменский канал. Эта рукотворная водная артерия очень впечатлила, по пути мы то и дело любовались шлюзами, через которые проходят суда. Канал этот был создан искусственно, а перепад высот между финским заливом и системой озера Сайма составляет порядка 75 метров, поэтому-то и была построена система нескольких пропускных шлюзов. Красиво это, ничего не скажешь. В итоге львиную часть пути мы ехали то по правой стороне канала, то по левой, будто играя с ним то ли в салки, то ли в чехарду, раз за разом перепрыгивая через хребет Сайменского канала по небольшим мостикам. Да, после дороги вдоль него был ещё длинный путь, в отличие от Финляндии тут всегда приходится ехать по шоссе, поэтому временами непросто, местами страшновато, всё же скорости наших велосипедов со скоростями машин на трассе не сопоставимы.Так  мы и добрались до Выборга, самого скандинавского из российских городов. Помню это чувство, когда мы въезжали в город, лично я тогда уже еле крутил педали своего безотказного велосипеда, с которым моя дружба после такого приключения стала ещё крепче. Чувство было глубокое: одновременное удовлетворение от выполненной цели, и даже можно сказать мечты, безумная усталость  и грусть от того, что ещё совсем недавно я уминал копченую форель в Disas Fish, а теперь снова везу велосипед к нашей электричке… Частенько путешествия оканчиваются с подобными мыслями, так что, наверное, так оно и должно быть. Главное, почаще их себе организовывать, так ведь?

Итак, итог нашей поездки: 2 финских города, множество финских сосисок, пива и шведских столов с отличной едой, а ещё отпечатавшиеся в памяти на всю жизнь впечатления. И, конечно, опыт велопутешествия, какого у нас до этого ещё не бывало. Да опыт такой, что после него безумно хочется повторить или запланировать себе подобную поездку снова. Спасибо погоде, велосипеду, своим достаточно выносливым ногам и отличному другу Андрею, с которым мы не раз уже пробовали до этого неопробованные способы путешествовать. И спасибо, Финляндия, я к тебе ещё обязательно вернусь!

08:31
480
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!