Казахстан Другое

Почему город Туркестан является местом паломничества?


Читать чуть меньше 7 минут

Город Туркестан находится в 180 километрах на северо-запад от областного центра – Шымкента. Город является одним из центров паломничества не только для местного населения, исповедующего ислам, но и для всего мусульманского мира. Свое сакральное значение город приобрел благодаря мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави (каз. – Қожа Ахмет Йассауи). Туркестан считается второй Меккой для мусульман. Мавзолей Ясави превращен в пантеон религиозных, государственных и военных деятелей, которые высоко почитаются в народе. Троекратное посещение святых мест Туркестана приравнивается к паломничеству в Мекку.

Жизнь и легенда Ходжи Ахмеда Ясави

Ходжа Ахмед Ясави еще при жизни получил известность как проповедник и суфийский философ и поэт. Достоверных сведений о жизни Ходжи Ахмеда Ясави не так много. Даже дата и место его рождения различаются в разных источниках. В большинстве из них говорится, что Ходжа Ахмед родился в городе Испиджаб (сегодняшний Сайрам) в 1103 году.

Сайрам

Хотя приводятся и другие даты. Некоторые историки предпочитают версию о рождении Ходжи Ахмеда в городе Яссы. Образование мальчика началось под руководством отца, известного шейха Ибрагима, после смерти которого Ходжа Ахмед продолжает учиться у Баха ад-Дин Испиджаби, потом перебирается в Отырар к знаменитому Арыстан Бабу. Он постигает житейскую мудрость и погружается в изучение мистического и аскетического течения в исламе, которое называется суфизмом.

Суфизм и Ходжа Ахмед Ясави

Следующим этапом становления Ходжи Ахмеда стала Бухара, где его наставником был легендарный шейх Ходжа Юсуф Хамадани. Здесь он глубоко проникся идеями возможности мистического постижения духа Аллаха. К моменту его возвращения в родные места город Яссы уже стал крупнейшим культурным и общественным центром казахских степей. Продолжая традиции своих наставников, Ходжа Ахмед много сделал для формирования фундамента, ставшего основой для объединения разных религиозных течений и последующего сближения родственных тюркских народов. Его идеи на первых порах не находили поддержки у жителей города и Ходжи Ахмеду пришлось пройти непростой путь. Суфийская школа Ходжа Ахмета Яссави имеет ритуально-практический характер и предполагает процесс нравственного самосовершенствования человека.

Ходжа Ахмед Ясави – поэт и философ

Важной стороной деятельности Ходжа Ахмед была поэзия и философия. Он стремился подмечать приметы жизни и простых людей, и правителей, и всего народа. До нас дошел его «Диван-и-хикмет», что значит «Книга мудрости». Ходжа Ахмет писал на одном из тюркских диалектов и благодаря нему тюркский язык вошел в литературный оборот.

Хикметы Ходжи Ахмеда Ясави

Поэт и философ стал не только прародителем всех тюркских суфиев, но во многом предопределил развитие народного начала в новой исламской цивилизации тюркских народов. Его проповеди привлекали множество паломников. Среди учеников Ходжи Ахмеда был сын Арыстан баба Мансур. Странники суфизма и миссионеры распространяли взгляды Ходжи Ахмеда в Иране, на территории современного Узбекистана, Азербайджана, в районе Волги. Сегодня рукописи Ходжи Ахмада Ясави имеются в хранилищах Ташкента, Санкт-Петербурга, Стамбула. До нашего времени «Хикметы» дошли в многочисленных списках, которые в основном датируются XIX веком.

Последние годы жизни и посмертная память

Достигнув 63 лет, возраста пророка, Ходжа Ахмед ушел от мира, спустившись в подземную келью, где провел последние десятилетия жизни. По его мысли, никто не может быть выше пророка, поэтому он добровольно лишил себя возможности видеть солнце. Данные о продолжительности жизни святого отшельника сильно разнятся, в том числе есть точка зрения, что Ходжа Ахмет мог прожить более 100 лет. После смерти Ходжи Ахмеда был возведен скромный мавзолей, который подвергся разрушению в ходе монгольских завоеваний. Спустя 200 с лишним лет эмир Тимир, также известный как Тамерлан, повелел в память о почитаемом в народе святом Ходжи Ахмеде Ясави построить медресе и новый мавзолей «Хазрет Султан». Название было дано по одному из имен Ходжи Ахмеда, а сам святой получил к своему имени дополнение Ясави по названию города, который стал его второй родиной. Тамерлан таким образом поднимал авторитет своей власти и завоевывал симпатии местного населения.

Строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Возведенный всего за 10 лет мавзолей был выдающимся архитектурным объектом для своего времени. В его сооружении использовался опыт строительства Самарканда, который был тогда столицей государства Тимуридов. Предание гласит, что в разработке проекта принимал участие и сам Тимур, указав его основные размеры. Здание и сегодня впечатляет.

Общий вид мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Размеры его прямоугольной формы составляют 65,5 метров в длину и 46,5 метров в ширину. Высота равняется 37 метров, при этом главный купол возвышается на 44,5 метра, имея в диаметре 22 метра.

Купол мавзолея

Толщина стен составляет в разных местах сооружения от 1 до 3 метров. Грандиозный центральный входной портал имеет высоту 37,5 метра.

Центральный портал мавзолея

По сути дела мавзолей представляет собой восемь автономных блоков (так было изначально задумано), которые затем составили единое целое, в общей сложности имеющее 35 помещений. За шестьсот лет мавзолей пережил войны, землетрясения, периоды расцвета и времена запустения. Секрет долговечности издания заключается в технологии его постройки, для чего использовался тщательно и равномерно обожженный кирпич из промытой для удаления примесей глины.

Автограф древнего мастера

Снаружи здание мавзолея облицовано разноцветной глазурованной облицовкой, в основе которой использована бирюзовая гамма.

Наружная облицовка

По стенам идут надписи религиозного содержания в сочетании с геометрическими орнаментами. Цитаты из Корана размещены на фризах под куполом, в оформлении дверных и оконных проемов использованы хадисы – предания о словах и действиях пророка Мухаммада.

Надписи на стене

Богословские высказывания, выполненные стилизованными буквами, используются в качестве коврового заполнения стен. Центральный портал мавзолея остался без облицовки, так как после смерти Тамерлана работы были прекращены.

Предназначение мавзолея

Каждое из помещений мавзолея имело свое предназначение. В центральном зале (Казандык), как и должно быть в мечети, возносятся молитвы и совершаются ритуальные действия. Усыпальница Ахмеда Ясави стала местом поклонения, хотя паломники непосредственно к надгробию не допускались и совершали поклонения у входа. Два дворцовых зала (большой и малый) служили для государственных дел. Библиотека содержала древние рукописные книги и печатные издания. Хозяйственные помещения которые включали трапезную, колодезную, комнаты для служителей и паломников, выполняли свое непосредственное предназначение. Интересно, что средневековая баня функционировала вплоть до 1975 года.
Мавзолей, естественно, выполнял свою основную функцию и послужил усыпальницей.
Появление над усыпальницей впечатляющего мавзолея предопределило появление здесь ханских захоронений. В конце XV века сооружается мавзолей Рабии Султан Бегим, которая была внучкой Тамерлана, дочерью знаменитого тимурида Улугбека и женой хана Абулхаира.

Мавзолей Рабии Султан Бегим

Неподалеку, в нескольких десятках метров, сооружены мавзолеи Есим-хана, Аблай-хана, Джангир-хана, мавзолей Казыбек би, который был одним из основателей первого сводка казахских законов. Всего на территории комплекса находится 43 надгробия. Последнее из них датируется 1917 годом. Таким образом, мавзолей превратился в храм ясавитов, служил резиденцией казахских ханов во времена Казахского ханства и усыпальницей почитаемых в народе государственных и общественных деятелей.
В настоящее время главное здание мавзолея является основой историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан». Здание мавзолея несколько раз реконструировалось, и в царское и в советское время. Реконструкция 2006 годы, доверенная турецкой фирме вызвала много нареканий у специалистов.

Реконструкция купола

Были укреплены фундамент и купола. Но использованные современные изоляционные материалы нарушили естественные воздуховоды и вентиляцию, под куполами начал скапливаться конденсат, влага проникала в кладку, стали появляться трещины. Стали даже говорить о возможности обрушения кровли.

Реставрация облицовки

В течение нескольких лет ведется работа по устранению недостатков предыдущих реставраций, при этом используются более органичные материалы. Значительный ущерб приносят мавзолею многочисленные туристы, которые портят облицовку, оставляют варварские надписи.

Постепенное разрушение облицовки

В 2003 году мавзолей стал первым объектом на территории Казахстана, который был занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тай казан

В центральном зале находится одна из известных достопримечательностей мавзолея – отлитый в 1399 году из бронзы самый большой в мире ритуальный казан (Тай Казан). Согласно легенде мастер Абд ал-азиз, сын мастера Шараф ад-дина Тебризи использовал для сплава семь металлов (железо, цинк, свинец, олово, красную медь, серебро и золото). Чаша вмещает 3000 литров воды. Мастерство древнего мастера просто поразительно. Тай казан необыкновенно красив: он пропорционален сам по себе и соразмерен масштабам мавзолей. Его поверхность украшается рельефными надписями и растительным орнаментом.

Тай казан

Очень интересно смотрятся ручки котла, имеющие форму цветков лотоса.
В древности Тай казан использовался по своему прямому назначению: в нем дважды в неделю готовили для паломников особое блюдо из пшеницы и мясо, которое называлось халим. В другие дни Тай казан наполняли водой из священного источника, питье из которого очищало от скверны.

Транспортная доступность

Город Туркестан находится на железной дороге, которая связывает Казахстан с Россией. Ближайшие города – Оренбург, Саратов, Самара. Из Алматы проще и удобнее всего добираться до Шымкента поездом (от 20 до 100 долларов в зависимости от класса туда и обратно). Самолетом получается дороже (150-170 долларов в оба конца). Можно добраться автобусом за 2000 тенге, тогда получится самый дешевый, но утомительный вариант, потому что ехать придется 700 километров и дорога занимает всю ночь. Далее из Шымкента до Туркестана можно добраться микроавтобусом или такси. Время в пути около 3 часов.

Экскурсионное обслуживание

Экскурсионные туры в Туркестан организуются практически во всех городах Казахстана. Обычно это однодневные поездки. Но может быть и более широкая программа, рассчитанная на 2-3 дня. В этом случае предполагается посещение не только Туркестана, но многих памятных мест, связанных с Хаджи Ахмедом Ясави. Это его родной Сайрам под Шымкентом, где сохранились почитаемые мавзолеи его родителей. По дороге в Туркестан посещается мавзолей его наставника Арыстан баба, развалины знаменитого средневекового городища Отырар и др.
Стоимость такого тура обходится в среднем 250 долларов США на человека. Цена весьма условная, потому что наблюдается большой ценовой разброс у разных туристических фирм. Индивидуальный тур на несколько человек можно организовать с помощью местных гидов. Их данные легко найти в интернете. Желательно, чтобы было 4 человека (по количеству мест в машине). Вам организуют встречу, услуги гида, который не просто даст информацию, но решит все вопросы, обеспечит проживание максимум за 50-60 долларов за ночь в гостинице. Можно для экзотики снять комнату в частном доме или квартиру, что будет значительно дешевле. Питание обойдется очень недорого по сравнению с российскими ценами. Преимущество индивидуального гида заключается в том, что можно обговорить всю программу индивидуально, получить консультации по правилам поведения и соблюдения ритуалов, вплоть до жертвоприношения барана.
Если нет желания или возможности тратить много времени и денег, тогда просто выезжаете из Шымкента в Туркестан утром, днем посещаете мавзолей и к вечеру уже возвращаетесь в Шымкент.
Лучшее время для поездки март-июнь. В июле будет очень жарко. Очень хорошо приехать в осенний период (сентябрь и октябрь), когда жара спадает, много фруктов и овощей. Жители очень гостеприимны и доброжелательны.

Последний совет

Мавзолей является не только музейным комплексом, но и действующим религиозным объектом, на территории которого необходимо соблюдать простые правила. Руки и ноги должны быть закрыты, женщинам следует покрывать голову.

06:44
7166
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!